|
|
![]() |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проповеди
Зачем ходить в церковь? Радость в нашей жизни Физические и духовные упражнения Как относиться к деньгам? Зачем ходить в церковь? Недавно один брат во Христе спросил у меня: «Как ты считаешь, зачем люди ходят в церковь?» Хотя этот вопрос может показаться простейшим, на самом деле это именно тот вопрос, над которым многие христиане, как ни странно, даже не задумываются, и от этого страдают их взаимоотношения друг с другом, а значит и с Богом. Расскажу об одном случае, произошедшем как-то в одной из церквей. Одна сестра обиделась на некоторых людей в церкви, и решила из-за них не приходить в церковь. Подруга этой женщины, обеспокоенная ее духовным состоянием, посоветовала ей: «В церковь ходить нужно, поэтому приходи, а на людей можешь внимания не обращать, ты же идешь к Богу, а не к людям». К сожалению, действительно так бывает, что в церковь идут «только к Богу», не обращая никакого внимания на окружающих братьев и сестер, игнорируя их. Больно бывает видеть таких людей, часто даже не желающих здороваться со своими братьями и сестрами, бросающих пренебрежительно-равнодушные взгляды на тех, кто, по их мнению, «менее духовен». Со временем, такие люди и вовсе не находят смысла в посещении церкви, предпочитая «верить глубоко в душе». Хотя, безусловно, в церковь мы идем к Богу, на самом деле мы идем… не только к Нему! Потому что Сам Бог, создавая церковь (греч. «экклесиа» собрание), создал то, что по своему определению является сообществом людей, стремящихся к общению друг с другом, основанному на их общении с Богом. Это стремление выразил апостол Иоанн, написавший: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1Ин. 1:3-4). Такое общение, основанное на любви к Богу и друг к другу, приносит лишь радость. Апостол Павел в одном из писем к своим братьям, с которыми намеревался вскоре встретиться, писал: «…надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и… наслажусь общением с вами…» (Рим. 15:24). Христианское общение призвано приносить радость и это в нем очень ценно, но, конечно же, цель совместных встреч христиан заключается не только в этом. Для чего же еще, согласно Библии, нужно собираться вместе? В Послании к Евреям 10:24-25 написано: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного». Из этого отрывка можно увидеть, что Бог замыслил церковь таким образом, чтобы христиане, пребывая в общении, помогали друг другу расти духовно, «проявляя внимание друг к другу, поощряя к любви и добрым делам», «увещевали друг друга» (что значит: приободряли, утешали, предупреждали, научали). Именно поэтому и написано: «не оставляйте собрания своего», потому что все это делать возможно лишь встречаясь и общаясь друг с другом. Само выражение «друг друга», встречается в Библии очень часто и указывает на те благословения, которые мы, как христиане, призваны нести своим братьям и сестрам, пребывая в общении с ними. Так, например, на нас лежит ответственность наставлять друг друга, чтобы предостеречь от греха: «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр. 3:13). Надо понимать, что без таких наставлений не только наши братья и сестры, но и мы сами рискуем «обольститься грехом». Лишь в церкви (а не сидя дома и «веря глубоко в душе») мы можем научиться практическому братолюбию, почтительности: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10). В Послании к Галатам 6:1-2 написано: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости… Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». И снова все, что здесь перечисляется: «Исправлять, носить бремена друг друга (т.е. помогать друг другу в трудностях)» можно только в том случае, если мы не пренебрегаем братским общением. Невозможно исполнить «закон Христов» о практической любви друг к другу без такого общения. Однако глубоко заблуждаются и те, кто пытаются лишь формально относиться к заповеданному Богом общению, приходя на собрание с мыслями: «Ладно, если Богу так надо, приду в церковь, высижу этот час или два и уйду домой с чувством выполненного долга». Кроме того, очевидно, что христианскому общению препятствует и «вечная занятость». Иисус, предостерегая своих учеников, указал им на возможные причины их пренебрежения духовной жизнью: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лук. 21:34). Интересно, что Иисус «житейские заботы» ставит на один уровень с пьянством. Для Иисуса оправдание «некогда, потому что много житейских забот» звучит также убедительно, как и «некогда, потому что пьянствую». Иногда, христиане сознательно не посещают собраний, так как в свое время разочаровались, не найдя желаемого утешения, приободрения, наставления. Бывает, что вместо этого они встречали лишь оскорбления, равнодушие, пустословие. Увидев, что посещение собраний не приносит им пользу, а лишь наносит душевные раны, они бросили ходить в церковь и перестали стремиться к общению. Что ж, нельзя не согласиться с тем, что, к сожалению, человек, став христианином, не становится тут же подобным ангелу. В некоторых случаях, чтобы избавиться, например, от сквернословия, людям требуются года. А если учесть, что у каждого из нас есть свои недостатки, от которых мы избавляемся с разной скоростью, и при этом есть все основания полагать, что полностью не избавимся до самого Второго Пришествия, то как же нам терпеть друг друга? Может быть лучше разойтись всем по домам и вовсе не собираться, пока окончательно все нервы друг другу не испортили? Между прочим, проблема вовсе не нова: во времена первой церкви люди тоже умели портить друг с другом отношения, да еще как! Так, что апостолу Павлу приходилось писать братьям христианам: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5:15). Вот уж, казалось бы, Павел, движимый наилучшими устремлениями, желая спасти жизни возлюбленных братьев, посоветует им: «чтобы вы не были истреблены друг другом, воздержитесь от посещения собраний». Однако ничего подобного вы не найдете. Напротив, он учит их, чтобы они, находясь в общении друг с другом, учились преодолевать свои негативные чувства: «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5:26). Лишь находясь в общении, побеждая трудности, а не капитулируя перед ними, можно научиться заменять обиду на прощение, злословие на благословение, раздражительность на терпение. В Послании к Ефесянам Павел писал: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:31,32). Не бросать церковь нужно, если не находишь ее посещение назидательным для себя, но сделать все возможное со своей стороны, чтобы оно стало таковым. Всем хорошо знакома басня Крылова «Мартышка и очки». Близорукая мартышка решила воспользоваться человеческим изобретением – очками, и вначале, казалось, она была полна энтузиазма. Но ее воодушевление исчезало по мере того, как она разочаровывалась в их эффективности. Как только не пробовала она их применить, куда только не надевала. В конце концов, отчаявшись извлечь из них хоть какую-нибудь пользу, она решила, что очки – это совершенно никчемная, бесполезная вещь, и с досады разбила их вдребезги. Церковь – это не человеческое изобретение, её создал Сам Бог. Это Он дал нам средство, способное избавить нас от духовной близорукости – общение друг с другом, и если мы не находим его эффективным, попробуйте угадать с первой попытки: или средство никчемное, или это мы, подобно той мартышке, до сих пор не научились правильно пользоваться этим средством, и, отчаявшись, отказались от него? Если вы согласны, что дело все-таки в нас, то необходимо что-то делать (не так ли?), чтобы не уподобиться персонажу другой басни, в которой «кот Васька слушает, да ест». Что ж, выход есть: смириться перед Богом, и, оставив свою гордость, обиды и пр. повиноваться Ему. Позвольте же Богу благословлять и наставлять вас через братьев и сестер, с которыми, между прочим, вы стали «кровными родственниками» (по крови Иисуса Христа). Будьте и вы благословением для них, помогая им в том, в чем они так нуждаются: в вашей христианской любви, заботе, внимании, общении. «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1Пет. 1:22). Радость в нашей жизни Вы никогда не задумывались, что может представлять собой жизнь, абсолютно лишенная радости? Тогда попробуйте представить, что в вашей жизни есть только работа, которая приносит вам усталость, есть обязанности, которые заставляют вас быть серьезными и ответственными, есть «домашний очаг», где вы, в лучшем случае, можете отдохнуть, чтобы на следующий день снова заняться своими повседневными делами. И всё. Нет ничего в вашей жизни, что приносило бы вам настоящую радость. Если бы вы жили такой рутинной, безрадостной жизнью, и у вас не было бы никаких надежд на перемены к лучшему, то, скорее всего, вы были бы крайне несчастным человеком. Радость совершенно необходима каждому. Если человека ничто не радует в жизни, очевидно, что с этим человеком что-то не в порядке. Без радости наша жизнь кажется нам тягостной. И вполне естественно, что каждый нормальный человек стремится к радости. Ведь такими нас создал Господь. Еще в самом начале Бог создал совершенного человека и поместил его в совершенном месте – в раю. Человек был создан не для страданий, но для радости и счастья. Это факт. Мы, далекие потомки Адама, сознательно или бессознательно стремимся к тому состоянию радости и счастья, некогда утерянному Адамом в раю. И здесь я не оговорился. Адам потерял счастье именно в раю. То есть еще до того, как он оттуда был изгнан. Принято считать, что Адам стал несчастным из-за того, что его изгнали из рая. Однако это не так. Еще находясь в раю, когда Адам ослушался Бога и съел запретные плоды, он стал жалким, ничтожным, несчастнейшим существом. Помните, как сгорая от стыда он прячется за деревом. Предпринимая жалкие попытки оправдаться, он пытается свалить всю вину на Еву и, в конечном счете, на Бога. Всё, это уже не тот совершенный и чистый человек, когда-то с радостью прогуливающийся по райским кущам и с достоинством разговаривающий с Богом. Что же с ним произошло? Прежде всего, он потерял праведность – он согрешил. Нет, не рай он потерял вначале, и не отсутствие райских кущей сделало его несчастным. Всё те же великолепные деревья, всё те же удивительные животные, всё та же благодать окружали его, но внутри он был глубоко несчастен. Что же касается изгнания его из рая, то это скорее было лекарством для него, поскольку человека в том состоянии, в котором находился Адам, беззаботная жизнь могла разве что еще больше развратить и испортить. И без сомнения, внешнее благополучие не могло исправить и сделать счастливым испорченного грехом человека. Ведь согрешивший Адам вместе с праведностью потерял мир и радость. Человека, у которого нет мира в душе, никакие внешние обстоятельства не смогут сделать счастливым. Не понимая этот важный момент, очень многие люди ошибаются в выборе цели своей жизни. Вместо того чтобы стремиться к восстановлению праведности и мира с Богом, они стремятся восстановить райские условия. Как часто мы можем видеть современных потомков изгнанного Адама, пытающихся восстановить рай своими усилиями. По сути, на это направлены усилия отдельных людей и целых государств. Это становится целью и смыслом жизни. «Улучшить благосостояние, повысить жизненный уровень» – это то, что мы можем слышать как с экрана телевизора, так и от своих друзей. В своё время коммунисты пытались построить «рай на земле». Но, похоже, и сейчас все озабочены тем же, все только к этому и стремятся, видя в этом цель своей жизни. И надо признать, есть люди, достигшие успехов в создании для себя и своей семьи райских условий. Такие люди могут казаться счастливыми, и, возможно кто-то из них действительно счастлив. Однако счастье таких людей, не имеющих праведности и мира с Богом, – низменное. Люди, утверждающие, что им не нужен никакой Бог, что они могут быть счастливы и без Него, по сути, уподобляют себя животным. Но Бог не создавал человека для того, чтобы он опустился на уровень животного и испытывал счастье от одного только удовлетворения желаний плоти и тем более от потаканий таким низменным желаниям испорченной человеческой натуры как гордость, зависть, жажда власти и т.д. Великий и Святой Бог создал человека (вы только подумайте!) по Своему подобию. Не еще один вид животного, но Свое подобие, – того, с кем Сам Бог мог бы иметь общение и пребывать в совершенной радости и славе! Итак, мы выяснили, что отсутствие подлинного счастья – это, прежде всего, не отсутствие райских условий, а отсутствие праведности, и как следствие этого, разрыв отношений с Богом. Миллионы людей ищут свое счастье в чем угодно, только не в обретении праведности. Они ищут тех условий, которые окружали Адама и пытаются их воссоздать, но они не ищут того состояния праведности, которое было у Адама, и ничего не делают для того, чтобы вернуть его. И в этом их трагедия, в этом их несчастье, в этом причина их разочарований. Если же посмотреть на церковь, можно увидеть, что и в ней люди бывают озабочены исключительно тем, чтобы улучшить свое благосостояние, не понимая, что это промах мимо цели. Христиане как бы забываются, и снова начинают искать не Небесного, а земного, пытаются найти мир, радость и счастье в земном, и, не находя, остаются недовольными. И часто именно поэтому люди не удовлетворены своим положением, именно поэтому христиане не имеют ни того мира, ни той радости, которые Бог обещает всякому, приходящему к Нему. Таким образом, сатане ловко удается обманывать христиан, похищая ту радость, которую Бог для них предназначил. Горько бывает смотреть на христиан, поглощенных «с головой» своими проблемами, лишивших самих себя мира Божьего и способности с радостью служить Ему. Дорогие братья и сестры! Вспомните, что во Христе мы имеем праведность. А это означает, что Бог принял нас к Себе и в скором времени поместит нас в то совершенное место, которое Он также называет раем. Раем на Небесах. Восстановление отношений с Богом и Его обещание поместить нас в раю – разве это не основание для непоколебимого мира и радости? В своем Первом послании Апостол Петр напоминает христианам о том, что Бог возродил их из мертвых, и теперь их ждет вечная жизнь на Небесах. Именно это обстоятельство он предлагает в качестве основания для радости: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений» (1Пет. 1:3-6). Эта земная жизнь может приносить нам и радости и горести, однако никто не в состоянии отобрать у нас праведность, мир с Богом, Его любовь, и великое обещание быть с Ним на Небесах в вечности. Безусловно, Бог может даровать нам множество «земных» радостей, и в них нет ничего плохого. Хорошая семья, прекрасная работа, любимое дело – всё это и многое другое может нас радовать. Но и отсутствие земных радостей не должно повергать нас в уныние. Если бы христианская радость зависела от изменчивых внешних обстоятельств, Библия не призывала бы нас: «Всегда радуйтесь» (1Фес. 5:16). Будем же радоваться не только тем земным благам, которым радуются и неверующие (в этом случае мы бы от них ничем не отличались), но будем уметь радоваться тому, что мы имеем в Боге, пусть даже для окружающих не всегда будет понятна наша радость. Апостол Павел не уставал снова и снова призывать христиан радоваться в Господе: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп.4:4). Он не призывает нас радоваться каким-то житейским вещам, потому что такая радость приходит сама собой. Но для того, чтобы радоваться Божьим обетованиям, нужна вера. Именно такую веру, способную дать нам радость спасения, хочет видеть в нас Бог. Имея радость в Боге, мы можем быть уверены: никто уже у нас ее не похитит, и ничто на нее не повлияет. Существует мнение, что определенная пища может влиять на наши эмоции, например, вызывать радость или грусть. Возможно, это действительно так. Но, слава Богу, мы обладаем такой радостью, которая не сводится к тому, что мы едим или пьем. «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей» (Рим. 14:17-18). Физические и духовные упражнения Кто из вас хоть когда-нибудь в своей жизни занимался физкультурой? Ну, хотя бы на уроках физкультуры в школе. Все? Отлично! Тогда вы наверняка сможете ответить мне на такой вопрос: что нужно для того, чтобы иметь хорошую спортивную форму? Я имею ввиду не одежду, а бодрое физическое состояние. – Заниматься спортом! Ну, или, как минимум, делать физические упражнения. И что же происходит, когда мы занимаемся физическими упражнениями? Мышцы развиваются, укрепляются. А что происходит с человеком, который не заниматься физическими упражнениями? Скорее всего, его мышцы не будут получать необходимой им нагрузки в достаточном количестве, и это может отрицательно сказаться на их тонусе. К счастью, в процессе повседневной жизни нам волей-неволей приходится делать некоторые упражнения, например: небольшие приседания поочередно на каждую ногу (когда мы поднимаемся или спускаемся по лестнице), ходьба (когда ходим на работу, в магазин, или еще куда-нибудь), бег (когда опаздываем или торопимся на подошедший автобус). Ну и так далее. Но представьте себе, что было бы с нами, если бы мы были лишены даже таких, пусть небольших, но, тем не менее, физических нагрузок? Я читал как-то, проводили эксперимент: одного совершенно здорового человека разместили в горизонтальном положении на исключительно мягкой, удобной постели. Его задача была в том, чтобы лежать неподвижно настолько, насколько это только возможно. За ним следили приборы, велось наблюдение. И что же случилось? Прошло относительно немного времени, как его состояние стало серьезно ухудшаться. Эксперимент прекратили, т.к. появилась угроза атрофии мышц. Итак, физическая нагрузка просто необходима для тела. Поэтому, занимайтесь спортом, или хотя бы, делайте физические упражнения. Все это послужит на благо тела, о котором мы, конечно же, должны заботиться. Но, поскольку мы тут с вами не атеисты, и верим, что кроме тела есть еще дух, который, как вы знаете, имеет намного большее значение чем тело, то вопрос вот в чем: а нужны ли упражнения для духа? Есть упражнения для тела, но есть ли упражнения для духа? И, если есть, то насколько они важны? 1Тим. 4:7б-8 «…упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей». «Упражняй себя в благочестии… телесное упражнение мало полезно». Кстати, а почему оно мало полезно? Мы же только что выяснили, что оно очень полезно? На самом деле Библия не говорит, что физические упражнения неполезны. Наоборот, они полезны: пусть мало, но полезны. А мало – потому, что это степень сравнения. Мало относительно чего? Относительно духовных упражнений. Физические упражнения полезны только для этой жизни, а духовные – и для этой и для будущей жизни. Поэтому и написано: «…а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей». Но что же такое «упражняться в благочестии»? Это значит делать то, что помогает нам становиться благочестивыми, т.е. такими, какими мы должны быть, какими Бог нас хочет видеть. Когда-то мы были нечестивыми, игнорировали Бога и Его заповеди, но, придя к Богу, необходимо, чтобы наше нечестие заменилось благочестием. Если в наших сердцах была ненависть, грязные мысли, эгоизм и т.д., то на смену им должна прийти любовь, чистота, желание послужить Богу. Все это не приходит в один момент. Человек, который всех ненавидел, сквернословил, был похотливым, думал только о себе, не сможет тут же преобразиться. Но интересно то, что он нисколько не преобразится ни через год, ни через 10 лет, если не приложит к тому усилий, если не будет упражняться в благочестии. Так, например, если к человеку пришла грязная мысль, или появилось чувство ненависти к кому-нибудь, и он ничего с этим не будет делать, то такие же мысли будут приходить снова и снова. Человек меняться не будет. Но если он приложит усилие, и прогонит эту мысль, попытается пересилить чувство ненависти, то это и будет духовным упражнением. В следующий раз такой человек будет уже сильнее, ему будет уже легче избавиться от греховных мыслей, ему будет уже проще справляться со своими негативными чувствами. И, в конце концов, он добьется успеха, из нечестивого человека с грязными мыслями, неспособного к любви, он превратится в благочестивого, с чистыми мыслями, способного любить. Упражнения… Они требуют усилий, но они необходимы. Иногда, чтобы прочитать главу Библии требуется не меньше усилий, чем выполнить какое-нибудь физическое упражнение. Бывает, что разгрузить вагон, да что там вагон, - целый состав, представляется нам делом гораздо более легким, чем начать любить человека, которого всю жизнь ненавидел. Это нелегко, но необходимо. Помню, до того, как уверовать в Бога, в моей памяти было несколько человек, которых я искренне ненавидел. Когда же уверовал, узнал, что нужно всех простить и любить. В то время я был готов простить и любить кого угодно, только не этих «ужасных подлецов». Мне потребовалось немало времени и усилий, чтобы пересилить себя, и изменить к ним свое отношение. Так же потребовалось время, чтобы научиться жить не только для себя, но и делать что-то для других людей, для Бога. Но, еще раз говорю: время само по себе не изменит людей. Автор Посл. к Евр., обращаясь к христианам «со стажем», пишет им: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» (Евр.5:12). Эти люди не утруждали себя упражнениями в благочестии, и этим объясняется их духовная слабость. Но бывает, людей постигает еще худшая участь. От абсолютного пренебрежения духовной жизнью, их «духовные мышцы» и вовсе атрофируются. И наступает духовная смерть. Все мы прекрасно понимаем, что не смотря ни на какие физические упражнения наше тело, в конце концов, ослабеет и умрет. Что, в общем-то, не должно вызывать в нас большого сожаления. Но горе, если наш дух слабеет и становится близок к смерти. Что может быть хуже? Поэтому, упражняйтесь в благочестии! Чтобы вместе с апостолом Павлом вы могли сказать: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор. 4:16).
Как относиться к деньгам?
В современном мире жизнь без денег практически немыслима. Начиная от самого необходимого: пропитания, одежды, крова над головой, и заканчивая всем тем, что скрашивает нашу жизнь и не является столь необходимым – все это требует денег. Неудивительно, что деньги являются тем, что люди так сильно ценят и к чему так стремятся. Зная о неравнодушии людей к деньгам, а также о тех проблемах, к которым может привести неправильное к ним отношение, Бог через Свое Слово помогает людям иметь правильный взгляд на деньги. Давайте же обратимся к Библии, чтобы иметь ясность в этом вопросе. Интересно, что среди христиан можно встретить две крайние позиции по отношению к деньгам. С одной стороны от тех, кто склонен к аскетизму можно услышать, что деньги – это зло, также как и любые удовольствия. С другой стороны есть мнение, что деньги – это всегда благословение от Бога, а бедность – это проклятие, от которого надо избавляться. Однако даже не имея глубоких познаний Библии, можно понять, что обе этих позиции совершенно не соответствуют Писанию. Выясняя библейскую позицию по этому вопросу стоит обратить внимание на несколько моментов: 1. Наличие или отсутствие денег не является в большинстве случаев свидетельством благословения или проклятия со стороны Бога. Как в Ветхом Завете, так и в Новом, можно встретить множество примеров, когда богатые люди были нечестивыми, а бедные – праведными; впрочем, как и наоборот, что еще раз свидетельствует об отсутствии здесь взаимосвязи. 2. Ни богатство ни бедность не осуждается в Библии (за исключением тех случаев, когда богатство приобретается неправедным путем, а бедность является результатом нерадивости). 3. Не осуждается также стремление к деньгам. Осуждается оно лишь в том случае, когда является чрезмерным и вредит правильным отношениям с Богом. Как говорил Иисус: «Не можете служить Богу и маммоне». То есть, стремление к Богу, а не к богатству должно преобладать в человеке. Апостол Павел сказал: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим. 6:10). Таким образом, не сами деньги, а излишнее к ним влечение является источником зла; соблазном, который может причинить человеку серьезный вред. 4. Нужно относиться спокойно к своему материальному положению, понимая, что вечная жизнь никак с ним не связана. Как сказал однажды Иисус: «…ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лук. 12:15). Апостол Павел писал: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим. 6:6-8). Сам он свидетельствовал о себе: «…Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии…» (Фил. 4:11-12). Теперь посмотрим на то, каково отношение Бога к тому, как мы тратим те деньги, которые находятся в нашем распоряжении. Прежде всего нужно понимать, что все те деньги, которые находятся в нашем распоряжении, есть у нас только потому что на это есть Божья воля, и не являются результатом нашей заслуги: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор. 4:7). При этом надо понимать, что настоящим хозяином того что у нас есть, является Бог. Мы лишь распорядители, с которых в свое время спросится, насколько верно мы распоряжались тем, что было нам вверено. Поэтому Иисус предупреждал: «И если нельзя доверить тебе земные богатства, то и истинные небесные сокровища не будут доверены тебе. И если нельзя тебе доверить чужое имущество, то и твоё собственное тебе дано не будет» (Луки 16:11-12 СП). Доверяя нам в качестве распорядителей материальные ценности, Бог хочет, чтобы часть из них мы посвящали Ему для той работы, которую Он осуществляет на земле. Христиане призваны жертвовать из любви к Богу, а не из принуждения. «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор. 9:7). В Библии также упоминается о принципе пропорциональности, т.е. о соответствии пожертвований тому достатку, который имеет человек (Деян. 11:29; 2Кор. 8:11). Однако в Новом Завете не говорится о том, какую именно часть от нашего достатка Бог ожидает от нас в качестве пожертвований. Как же быть тому, кто не хочет быть скупым в глазах Бога, но просто не знает, сколько ему в этом случае жертвовать? В определенной степени здесь нам может помочь Ветхий Завет. Дело в том, что авторы Нового Завета часто ссылаются на Ветхий Завет, либо подтверждая некоторые его принципы, либо указывая на то, что они уже устарели. Известно, что во времена Ветхого Завета Бог повелел Своему народу отдавать Ему десятую часть от своих доходов. Эти десятины, в частности, шли на обеспечение левитов, чтобы они могли посвящать себя служению Богу, не отвлекаясь на житейские дела. Об этом повелении, данном еще во времена Ветхого Завета, упоминает апостол Павел, говоря: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор. 9:13-14). Что означают слова «так и»? Апостол Павел приводит ветхозаветный пример и говорит, что подобным образом и Христос повелел проповедующим жить от благовествования. Такова воля Божья, так учил Иисус. Однако у нас есть свобода думать, что благовествование не столь важно, как служение левитов. Или что для проповеди Евангелия по всей земле требуется меньше денег, чем для службы при храме в пределах одного народа. Если кто-то в этом убежден, то, конечно, у него не будет оснований жертвовать столько, сколько жертвовал израильский народ в свое время. Однако если мы будем осознавать, что сейчас от верующих людей Бог ожидает не меньшего усердия, чем в во времена Ветхого Завета, то не так уж сложно сделать вывод о том, какие пожертвования будут в глазах Бога щедрыми, а какие скупыми. Стоит упомянуть также о том, что для Бога важны не только сами деньги, которые можно было бы употребить на угодные Ему дела. На самом деле для Бога не менее важна наша готовность жертвовать ради Него. Если вспомнить пример с бедной вдовой, пожертвовавшей две лепты, то с точки зрения практической пользы ее взнос был ничтожен, в то время как вклады состоятельных людей были весомы. Однако для Бога именно ее пожертвование было более ценно, т.к. являло собой наибольшую жертву и свидетельствовало о любви к Богу. Еще, интересно отметить, что эта бедная женщина пожертвовала свои последние деньги на храм, который совсем вскоре потерял свою актуальность, а спустя короткое время и вовсе был разрушен. Получается, что если говорить о практической пользе ее денег, то она пожертвовала впустую. Но, опять же, ее пожертвование явило то ревностное отношение к Богу, которое было в ее сердце, а именно это и является наиболее ценным для Бога. Пусть же наше отношение к деньгам и наши пожертвования Богу будут угодны Ему. Да поможет нам Господь поступать мудро с тем, что Он доверил нам для управления.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |